» » Берегись... игрушки!

Берегись... игрушки!

Куколка Барби___Фото с веб-сайта babytoy.ru

У меня (ну и не только лишь у меня) в детстве игрушек было малость. Тогда при всем желании завалить игрушками полкомнаты не представлялось вероятным. Жили стесненно, каждый метр жилплощади был на счету. У нас, к примеру, когда семья укладывалась спать, все свободное место занималось раскладушками. Людям негде было оборотиться. Какие уж там горы игрушек?!

На данный момент рассказы про коммуналки кажутся большинству малышей "ужастиками". И выбор игрушек таковой, какой нам даже не снился. Пределом желаний для моих сверстниц была германская резиновая куколка с открывающимися очами и волосами, которые можно было мыть и расчесывать. Чье воображение сегодня этим потрясешь?..

Почему современные предки, придя на прием к психологу, часто сетуют, что ребенок не желает играть, хотя игрушек у него больше, чем в ином магазине? И почему психологи все настойчивей лупят тревогу, соединяя два, на 1-ый взор, несоединимых понятия: " детские игрушки" и "опасность"?

Обилие - ТОЖЕ СТРЕСС

В первый раз я услышала об этом за границей и, помнится, не поверила. Нам, вялым от нескончаемого недостатка, это казалось невообразимым. Но сейчас мы имеем возможность прочуять почти все на своем опыте. И этот опыт свидетельствует, что чрезмерное обилие тоже действует на психику угнетающе. Дамы не раз сетовали мне, что попав в большой гипермаркет, они стремительно устают, впадают в какое-то оцепенение, затормаживаются. Так реагирует психика, не выдерживая напора новых воспоминаний. А кто-то, как выразилась моя знакомая, напротив, "шалеет", глаза у него разбегаются, охото приобрести одно, другое, 5-ое, десятое, а средств на все не хватает... И заместо радости появляются раздражение, досада, расстройство. На языке психоанализа такое состояние именуется фрустрацией.

Детская же психика еще больше уязвима. Потому многие матери боятся на данный момент входить с детьми-дошкольниками в магазины игрушек, зная, что у малыша разбегутся глаза, и дело непременно кончится слезами. Но даже если насытить его безмерные аппетиты, это все равно на короткий срок. Ну, развлечется день с новыми игрушками, а назавтра может на их даже не посмотреть. Пресыщение тянет за собой скуку, апатию. Вот почему педиатры ранее безотступно рекомендовали родителям давать ребенку для игры всего несколько игрушек, а другие убирать подальше, чтоб он их подзабыл и позже, когда произойдет выдача очередной "порции", увлеченно играл ими, как полностью новыми.

ГДЕ ПРОСТОР ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА?

Не содействует развитию детской инициативы и новенькая тенденция создавать стопроцентно укомплектованный мир игрушечных персонажей. Самый броский пример -"империя Барби". Для нее можно приобрести в магазине все, начиная от нарядов и кончая автомобилем либо яхтой. Как бы здорово, только бы средства были. Но человека, разбирающегося в детской психологии, это в экстаз не приведет. Ребенку для развития нужно прикладывать какие-то усилия: домысливать, фантазировать, обучаться делать почти все своими руками. Для чего шить, рискуя уколоться иголкой, выкраивать из лоскутков, распарывать и перешивать,если что-то не получится, когда кукольное платьице можно приобрести в магазине? Для чего тужиться?

В конечном итоге формируется психология потре6ителя, привычка скользить по поверхности, уклоняться от проблем - то, на что на данный момент так нередко пеняют предки и что очень мешает ребенку, когда он поступает в школу. Ведь игра, по определению наикрупнейшго детского психолога Д.Б.Эльконина, это "школа случайного поведения". Ребенок, играя, обучается держать под контролем свои эмоции, действовать по чужому заданию, а не только лишь по своей прихоти, осваивает трудные виды деятельности. Взять хотя бы нанизывание бус. Тяжело даже перечислить, сколько нужных умений и способностей получит девченка, сделав такое украшение своими руками. Это как бы незатейливое занятие тренирует маленькую моторику, усидчивость и внимание, содействует освоению формы предметов, может посодействовать в овладении счетом, развивает художественный вкус и фантазию, учит заботе о других (если бусы созданы для куколки либо кому-то в подарок). Всего этого ребенок, которому приобрели игрушечные бусы в магазине, будет лишен.

А какой простор для творческой фантазии предоставляется мальчику, мастерящему для сестры кукольный дом, либо детям, устраивающим маленький дворец из кресел, покрывал и подушек!

ЗАБАВА ДЛЯ Парней

Барби - забава для мужчин___Фото с веб-сайта forum.uuu.ruКстати о Барби. Она как и раньше в моде, хотя воспоминания, который длинноногая красотка производила пару лет вспять, уже нет и в помине. А некие предки даже понимают, что обширно разрекламированная игрушка - совсем не безопасное развлечение.

Молвят, что сначало куколка Барби предназначалась для ... увеселения взрослых. Правда, звалась она тогда по-другому и была еще огромных размеров. Посреди XX в. ее попробовали было продавать в Германии в качестве "сексапильной партнерши" для моряков. Но в обществе поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось эмигрировать в Америку, где она очень сократилась в размерах и обрела новое имя. Но вид "секс-бомбы" остался, и это принципно отличает Барби от обычных кукол.

Возьмите всякую куколку "до эры Барби": малыша-голыша, резиновую либо пластмассовую девченку, принцессу с фарфоровым лицом, - и вы сходу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой дамы, которые есть у хоть какой модификации Барби. Как бы пустяк, а по сути воистину революционный переворот. Обычная куколка недаром лишена взрослых форм. Это прототип малыша. А девченка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. Она воспроизводит деяния взрослых: пеленает "дочку", кормит, укачивает, и таким макаром с юношества готовится исполнить главное назначение дамы - материнство. С Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь. Какая из нее дочка? Нет, это быстрее игра во "взрослую жизнь", для которой, кстати, в "империи Барби" предусмотрена масса атрибутов: дома и машины, кареты, бассейны с зонтами и лежаками, супруги и хахали...

- Но в старину девченки из богатых семей тоже игрались с разряженными куколками, изображавшими светских дам, - сделает возражение какой-либо знаток дворянского быта.

Да. С той только различием, что играл таким макаром очень узенький слой малышей. И воспроизводили они в игре модели поведения взрослых дам собственного круга. Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы. А к чему готовятся современные девченки, играя в Барби? Разве их матери и бабушки живут в антураже голливудских звезд? И стоит позже удивляться многообразию молодых проституток, которые идут на панель совсем не из-за кусочка хлеба, а мечтая о роскошной жизни?

Не считая того, для дворянок светские рауты и визиты были не просто увеселением. Выражаясь современным языком, это были "публичные связи", public relations. В определенном смысле это была их "работа". На данный момент же подавляющее большая часть дам так не живет, и жизнь Барби полностью справедливо воспринимается детками как сплошная праздность, на которую ребенок может подсознательно нацеливаться, перенося модели ролевой игры в действительность.

При этом здесь уроки, помощь по дому, уход за младшим братом либо сестрой?

Вид человека является отражением его сути. Так и наружность Барби подразумевает определенную линию поведения. Не запамятовывайте, с какой целью была когда-то сотворена эта куколка.

Приведу пример из жизни 11-летней Алины, которую привела на занятия в наш психический кукольный театр мать, обеспокоенная тем, что у дочери в дневнике сплошные двойки и к тому же еще не клеятся дела ни с родителями, ни с младшей сестренкой, ни с одноклассниками.

Алина приносила на занятия целую кучу Барби и Кенов, изображая себя оторвой с рыже-фиолетовыми волосами и старательно подражая интонациям героинь западных мультов и сериалов. Другие персонажи были никак не лучше. Когда Алина демонстрировала на ширме кукольного театра свои конфликты с одноклассницами либо сестрой, создавалось воспоминание, что ссорятся путаны. Они разделяли "дружков", завидовали чужим "шмоткам". И даже как бы раскаявшись, не упускали варианта сказать друг другу какую-нибудь мерзость. Вот, к примеру, Алина указывает сцену примирения 2-ух сестричек. Они ссорились из-за платьев, а Алина, по нашему заданию, должна была обучить их жить дружно.

1-ая сестричка: "Ну, вообще-то, у меня платьице тоже ничего, пристижное, в дорогом магазине куплено. Но твое мне все-же нравится. Ты мне его дашь поносить?"

2-ая (припоминаю, что показывается пример неплохого поведения! - авт.): "Дам. (Через зубы) Когда похудеешь."

Снаружи же девченка была антиподом собственной героини: сутулой, свехзастенчивой, обычным противным утенком. Только лебедь, которым утенок грезил стать, когда вырастет, был из "Ямы" Куприна, а не из сказки Андерсена.

ИГРУШКИ ДЛЯ "ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ"

С темой Барби перекликается и тема игрушек для так именуемого "полового воспитания", которые в ближайшее время появились на прилавках. Я имею в виду кукол с половыми органами. В журнальчиках для родителей убеждают, что это очень полезно для "половой самоидентификации малыша". Хотя остается открытым вопрос: как столько веков попорядку малыши "самоидентифицировались" без схожих игрушек?

По сути подобные игрушки - одно из исходных звеньев в цепи мероприятий, направленных на сокращение рождаемости. В разработке этой политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотка тестов. "Игрушки для полового воспитания" вправду воспитывают. Только не неплохого семьянина либо гармонически развитую личность, на что уповают предки, верящие "прогрессивным" журнальчикам, а их прямую противоположность.

Да и это еще не все! Я уже лицезрела в продаже натуралистично изображенных мальчишек с... девичьими бантиками на лысой головке!

Сценка на маленьком рынке около нашего метро.

- А бантик для чего? - изумляется дама, разглядывая такую игрушку.

- А я почем знаю? - пожимает плечами продавщица. - Наверняка, на фабрике спутали... у нас вся партия такая. Да вы бантик снимите, если не нравится, и все дела. А вообще-то игрушка отменная, уникальная... Я собственному внуку уже купила.

Как вам такое "развитие половой самоидентификации"?

САМЫЕ Наилучшие ИГРУШКИ – ПРИРОДНЫЕ

"Это камни, песок, шишки, палочки, лоскутки. Они могут быть всем", - гласит д-р психических наук Вера Васильевна Абраменкова, посвятившая не один год собственной жизни исследованию того, как оказывают влияние современные игрушки на психику малышей. - А чем может быть машинка? Только машинкой. (Правда,если это грузовик, то, возможно, он может стать к тому же ящиком для хранения кубиков, кроватью для мишки либо каретой для путешествий кота и проч. А чем может быть электрическая игрушка с 4-мя клавишами? Совсем явна ее монофункциональная однозначность - жми на кнопки и все!"

А мой младший отпрыск, ему тогда было одиннадцать, увлекся игрой в... пуговицы. Он набрал их с полтысячи, выпрашивал у родственников и знакомых. Но не для того, чтоб просто разложить по мешочкам в качестве коллекции. Это были знатные рыцари, обыкновенные бойцы, мирные горожане. Для каждого (!) он выдумал свою сказочную историю и позже разыгрывал на паласе - то с друзьями, а то и один - интереснейшие баталии, придумывал захватывающие приключения. И очень гордился тем, что таких игрушек и таковой игры нет больше ни у кого.

НОЧНОЙ ЗООПАРК

Взрослый человек обычно оценивает игрушки, исходя из собственных взрослых представлений о прекрасном, забавном либо ужасном. Естественно, его не испугает плюшевый тигр, даже если он будет копией реального и изготовлен чуть не в полную величину. На данный момент в моде животные, выполненные так натуралистично, что их практически не отличить от реальных, и многим родителям это нравится. Если честно, они и мне еще не так давно казались симпатягами.

Но побывав в квартире, где огромное зверье смотрело на меня со всех боков: со шкафа, дивана, пуфика и тумбочки для белья, и главное, понаблюдав за пятилетней девченкой, страдавшей энурезом, я вдруг сообразила, что таковой зоопарк способен вызвать у малыша серьезные ужасы. В особенности ночкой.

Мать не поверила, но, возможно, все таки насторожилась. Во всяком случае, через некоторое количество дней, заглянув часов в одиннадцать ночи к дочке в комнату и немного отодвинув одеяло, которым Даша укуталась с головой, увидела глаза, в каких застыл настоящий кошмар.

- Что с тобой, Дашенька? - заволновалась мать.

Ребенок приложил палец к губам и еле слышно произнес:

- Молчи, съедят. Они только деньком игрушки, а ночкой живы.

Естественно, подобные фантазии могут появиться у впечатлительного дошкольника и по поводу самых обычных игрушек,но степень вероятности этого несравненно меньше.

МОЙ Нежный И Ласковый МОНСТР

Еще опасней для детской психики увлечение игрушечными чудовищами и монстриками, киборгами, троллями и проч. Короче, всеми теми персонажами, которые можно по-русски обозначить словом "чудовище". Даже если они будут на вид не такими уж и ужасными, обольщаться не стоит. Игрушка не просто забава. Она дает детям калоритные, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, почти во всем зависит формирование их морально-нравственных представлений, картины миры. Какие чувства укореняются в душе малыша, когда он привязывается к монстру, начинает его обожать? А если ребенок будет с монстром играть, это безизбежно произойдет - с постылыми игрушками малыши не играют. Означает, он начнет созидать в бесчинстве что-то симпатичное, созидать в зле, которое в детском возрасте крепко ассоциируется с понятием "безобразный", добро. Таким макаром, понятия добра и зла будут размыты, еще не успев толком оформиться.

А ведь детское сознание недаром так устроено, что не принимает полутонов и аспектов. Либо - либо. Либо нехороший, либо неплохой. Либо хороший, либо злой. Либо можно, либо нельзя. А если сейчас можно, а завтра то же самое нельзя, появляется волнение, возмущение, протест, в глубине которых таится ужас. И это понятно: окружающий малыша мир сложен, нередко непостижим, ему необходимы обыкновенные, точные ориентиры, чтоб ощущать себя в безопасности. Позже, когда человечек повзрослеет, к нему придет способность различать цвета понятий, свойств и отношений. Но сначала необходимо заложить базу. На шатком фундаменте крепкого строения не построишь.

К психологам все почаще приводят малышей, которые не могут приспособиться к коллективу сверстников, повсевременно вступают в конфликты и не удерживаются даже в дорогих личных школах. И когда спецы начинают разбираться, часто оказывается, что от природы ребенок совершенно не агрессивен. Просто он подражает своим возлюбленным киногероям, воспроизводит модели поведения, которые сплошь и рядом предлагаются в компьютерных играх. А начиналось все еще ранее, с выбора игрушек.

"Чему обучит малышей такая забава?" - психолог Вера Васильевна Абраменкова указывает мне ручку в виде скелета.

Когда нажимаешь на кнопку, скелет, сверкнув очами, разгибает в локтях руки и выставляет вперед кулаки, каждый размером с его голову.

Естественно, не все малыши придут от игрушки в экстаз и, главное, поторопятся претворить увиденное в жизнь. Но где гарантия, что ваш ребенок не окажется посреди тех, кому это придется по вкусу? Посреди дошкольников и младших школьников много ребят, склонных к демонстративности, просто попадающих под дурное воздействие, запальчивых и расторможенных. Они в этом случае в особенности уязвимы.

Ужасный МОЖЕТ УКУСИТЬ

Есть и еще одна опасность, подстерегающая малышей, играющих со "ужасными" игрушками. В первый раз я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчишка из православной семьи, где особо серьезно относились к вопросам воспитания.

Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с наслаждением возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягенькие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.

И позже с удивлением говорила:

- Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у каких видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. "Нет, - гласит, и все! - Зубастые кусаются." Так и не стал с ними играть. Странноватый некий ребенок...

Я тоже опешила, а позже сообразила, что пред нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчугана от дурных воздействий, предки отказались от телека. У бабушки либо в гостях Егор время от времени смотрел мультики по видео, но только российские, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких "монстриков" и покемонов. В садик он не прогуливался. Так что ничего необычного в его поведении не было. Напротив, мальчишка принимал мир так, как и должен принимать его ребенок. Ужасное его пугало, а не притягивало. Отвратительное отталкивало.

И среагировал он совсем нормально. Ощерившийся зверек небезопасен, он вправду может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При всем этом Егор совсем не был трусишкой. Быстрее, напротив. Но в нем заговорил обычный инстинкт самосохранения.

У тех же детей, которых отвратительное либо ужасное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. К примеру, малость повзрослев, они полностью могут потянуться к наркотикам, полностью осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с юношества стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать.

Потому до этого, чем приобрести игрушку, серьезно подумайте над тем, какую она несет педагогическую и психическую нагрузку. Чему обучит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш отпрыск либо ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя различные роли, которые потом опробует в жизни. Так давайте попытаемся, чтоб ему пришлась по вкусу роль хорошего, рачительного, великодушного человека

19-11-2016, 05:06
Автор: admin
Просмотров: 1423
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.