» » Пластилиновые буковкы

Пластилиновые буковкы

Игра Пластилиновые буковкыЗнакомство с знаками и 1-ые шаги в обучении чтению можно перевоплотить в интереснейшую игру. Как это сделать, ведает педагог Института психологии им. Л.С. Выготского Александра САПОЖНИКОВА

Игра-пособие «Пластилиновые буквы» изготовляется вместе с детками в процессе знакомства с знаками алфавита.

Основная ее цель — сформировать у малыша точный образ каждой печатной буковкы. Игра позволяет сформировать навык слитного чтения, дает возможность «оживить» буковкы и использовать их в режиссерских играх. Можно использовать пластилиновые буковкы как приятный материал для выполнения самых различных заданий с знаками и словами.

Игру можно начинать, как малыши познакомятся с первыми двумя-тремя знаками.

Взрослый заблаговременно готовит 33 картонки размером примерно 10x10 см, но различных цветов и форм. К примеру, таких:

10 круглых бардовых картонок — для гласных букв,

20 голубых четырехугольных — для согласных,

одну сине-красную — с 2-мя углами и 2-мя скругленными углами — для Й,

две белоснежные — с волнистым краем — для мягенького знака и с зазубренным краем — для твердого знака.

Малыши договариваются, кто какую буковку будет лепить. Преподаватель раздает им карточки соответственных цветов и форм.

Малыши делают из пластилина «колбаски» и выкладывают из их на картонных карточках свои буковкы, прочно придавливая пластилин к картону: 1-ые карточки готовы.

Если какие-то малыши захочут сделать однообразные буквы-карточки и в итоге получится несколько карточек с одной и той же буковкой, это только расширит способности игры и сделает ее более увлекательной.

Варианты игры первого уровня трудности

Вариант 1

Играющие посиживают за столом, сложив руки под столом. Водящий под столом передает в руки каждому игроку по карточке.

Игроки ощупывают буковкы на собственных карточках, именуют их и только после чего выкладывают буковкы на стол.

Если буковка названа верно, она остается у игрока, если нет — ворачивается водящему.

Одолевает тот, кто никогда не ошибется.

Вариант 2

Для игры пригодится маленький столик (не выше 30—40 см).

Его можно сделать совместно с детками из обыденного картонного ящика, отрезав излишние части и обклеив его поверхность цветной бумагой (либо пленкой), а углы — скотчем.

Играющие садятся на ковер вокруг столика так, чтоб комфортно было держать под ним руки.

Карточки лежат на полу под «столом» знаками вниз.

Каждый игрок берет всякую карточку, ощупывает ее и именует буковку. Если буковка названа верно, она остается у игрока, если нет — она ворачивается под стол в общий «базар». Выкладывать отгаданные буковкы можно на столе либо на ковре, перед каждым игроком либо в один либо несколько рядов — зависимо от последующих заданий.

Одолевает тот, кто наберет больше букв.

Можно поделить малышей на команды, тогда победителем будет не отдельный игрок, а одна из команд.

Вариант 3

Игроки посиживают, заложив руки за спину, и в таком положении получают от водящего карточки, на ощупь распознают буковку и именуют ее.

Варианты второго уровня трудности

Делим буковкы на группы

Малыши рассматривают буковкы и делят их на группы:

самые возлюбленные, прекрасные, толстые, худенькие, круглые, угловатые и т.д.;

буковкы, которые глядят вправо, на лево и прямо;

симметричные и несимметричные буковкы;

гласные, согласные.

Буковкы «ходят в гости»

Для этого малыши выкладывают буковкы в колонну: это высотный дом. Дом может быть общим для всех игроков, либо каждый играющий может иметь собственный дом. Выбирается буква-гость. Один из малышей берет букву-гостя и посылает его по определенному адресу: во 2-ой дом слева от его собственного дома, на 3-ий этаж, к пятой буковке справа и.т.п. Когда буковка приходит в гости и устраивается рядом с буквой-хозяином, малыши пробуют прочесть, что из этого вышло.

С течением времени, когда малыши научаются просто прочитывать слияния из 2-ух букв, в гости начинает ходить уже не одна буковка, а две, три.

Игра может иметь продолжение.

Один игрок берет всякую буковку из собственного дома, подносит ее к хоть какой буковке другого игрока и читает то, что вышло; если слияние прочитано правильно, 1-ый игрок конфискует буковку конкурента для себя. Далее — ход второго игрока. Он берет свою буковку и подносит ее к хоть какой буковке последующего игрока (можно подносить ее к двум-трем-четырем буковкам сразу). Если слияние прочитано правильно, буковкы конфискует для себя читавший, если нет — буковкы остаются у владельца.

Если малыши еще не могут читать и находятся в стадии овладения навыком слогового чтения, принципиально, какие буковкы, в каком составе, в каком количестве и к какой буковке прогуливаются в гости.

При всем этом необходимо соблюдать несколько критерий.

1. Начинаем работу с обычных, просто запоминающихся, просто читающихся и нередко встречающихся знакомых букв.

2. Перебегаем к новенькому шагу работы только после того, как предшествующим малыши обуяли и делают его свободно, просто и с наслаждением.

Новый шаг вводится как внезапный новый ход — «А моя буковка вот так встала! Что вышло, кто знает?.. А вот так можете?!!» И малыши, естественно, сумеют, т.к. уже поймали принцип. Нередко они сами выдумывают новые варианты.

Если кому-то тяжело, вводится прием, когда все малыши работают парами: водят буковкы в гости, держась вдвоем за одну карточку, хором проговаривают, что вышло.

3. Задавая свою логику, взрослый не ограничивает, а всячески поощряет и интенсивно употребляет детскую инициативу — придумывание собственных вариантов и методов.

4. На первом шаге работы буква-гость встает перед буквой-хозяином. На втором — после.

Потом в гости начинают ходить по две буковкы сразу. Они могут становиться с 2-ух сторон от буквы-хозяина, до нее либо после.

(Вероятны и другие варианты — их выбор находится в зависимости от логики, выстроенной взрослым, и уровня малышей.)

Вероятна такая последовательность «гостевания»:

в гости прогуливается буковка, обозначающая гласный звук, хозяева — тоже буковкы для гласных;

буковка для гласного прогуливается в гости к буковкам, обозначающим согласные звуки;

буковка, обозначающая согласный, прогуливается к различным гласным.

Сочиняем сказки

Про пластилиновые буковкы можно выдумывать различные истории: радостные либо жуткие, объясняющие, почему буковка имеет такую форму, истории с «правилами» (почему Ж и Ш дружат с И и никогда не пишутся с Ы и т.п.).

Из пластилиновых букв можно составлять слова, работая в парах, группами либо по одному, в соревновательном режиме.

Очень полезно для обучения чтению, если малыши обучат играть в «Пластилиновые буквы» собственных родителей либо других малышей.

Принципиально впору заканчивать игру — тогда, когда охото играть ЕЩЕ.

Если взрослые играют в «Пластилиновые буквы» по-настоящему — с азартом, энтузиазмом и наслаждением, малыши не останутся флегмантичными.

23-07-2015, 14:34
Автор: admin
Просмотров: 512
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.