» » Исцеляющее искусство

Исцеляющее искусство

«Сначала я занималась только с детками и не обожала взрослых, а позже сообразила, что они такие же малыши, только запамятовали об этом, - Лена Макарова улыбнулась и включила музыку. – А сейчас танцуем!» И сама пошла в зал, поднимая нерешительных и поддерживая неуверенных. В тот денек на Никитской собрались много мам, малость пап и совершенно уж не достаточно малышей.

Просто ли вам просто так, сбросив обувь, пойти плясать при добросовестном народе? Я и ещё несколько таких же скованных мам топтались по углам, не решаясь откинуть надуманные нормы приличия и раствориться в музыке. «Просто слушаем музыку, танцуем, а позже рисуем…» - опять улыбнулась Елена. С этого всё и начинается. Ритм, музыка, движения, формы в пространстве, точки и полосы на бумаге, объёмные образы

О детском рисунке

«Метод ритмических упражнений призван сделать самого художника и его руку окрыленными и гибкими… Благодаря этим упражнениям малыши извлекаются из зрительной и мыслительной рутины, они уже предвкушают последующую работу, полную веселья и фантазии. Выполнение упражнений сосредоточит малышей, даст им общий импульс»  — так комментирует художница Фридл начало занятий рисованием в… концлагере Терезин. Про это гетто Елена Макарова написала книжку. И еще одну книжку о самой Фридл Дикер, которая три года в критериях ада занималась с детками искусством. На данный момент бы её работу окрестили «искусствотерапией», а тогда Фридл просто таким макаром выручала малышей от испуга и унижений. «Занятия рисованием не ставят целью сделать из всех малышей живописцев. Они призваны высвободить и полностью использовать такие источники энергии малышей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, крепить природой данные возможности к наблюдению и оценке реальности… Чего следует ждать от творческого рисования? До этого всего — рвения ко всеобъемлющей свободе, конкретно в ней реализуется ребенок». Это написано Фридл в концлагере, где за небольшим столом на чердаке после изнурительной работы собирались малыши и отрисовывали… Это позволяло им оставаться свободными в искусстве, даже находясь за колющейся проволокой.

Движение образует форму

Так именовала собственный творческий вечер Елена Макарова, с помощью которого мы узнали о Фридл, об искусствотерапии и ещё о нас, взрослых, запудренных бытовыми неуввязками и нескончаемыми обязательствами. Елена просто выложила повдоль зала несколько листов бумаги, отдала нам мелки и краски, попросила закрыть глаза и отрисовывать… Отрисовывать музыку, которую она включила. Поначалу чёрным цветом, потом всеми остальными – на выбор. А позже мы лепили то, что нарисовали. Смешная вещь. Попытайтесь сами сделать объёмным набросок, сделанный «в музыкальном настроении».

У Елены многие матери и папы занимаются искусством – отрисовывают, лепят, делают коллажи (она ведёт онлайн курсы). Я вот думаю, какая реакция была бы у моего супруга, если б он пришел домой, а я сижу на полу и что-то леплю из пластилина. Просто так, себе. Не с детками, и не для их. А себе. Наверняка, он бы меня не сообразил. И не только лишь меня. Одна мать говорила Елене, что ей приходится запираться в ванне, включать воду и… отрисовывать. Так ей никто не мешает, считая, что она просто занимается стиркой.

А наш мастер-класс по «трансформациям» длился. Когда все поделки из пластилина были выложены на стол, Елена отдала новое задание – взять чужую работу и… её нарисовать. Так замкнулся круг: рисунок-лепка-рисунок. Сейчас нужно прикоснуться к работе другого и сделать оборотную вещь – из объёмной фигуры набросок.

Чем далее шло «искусствопогружение», тем меньше становилось отлынивающих и комплексующих. Вот она, величавая сила искусства! Кстати, Елена ни взрослым, ни детям никогда не дает точных инструкций, она против всех советов и рецептов.

«У меня нет методики, у меня есть принципы», произнесла Елена на встрече. Будучи последовательницей Фридл Дикер она держится главных установок в воспитании искусством малышей: 1) освобождать; 2) не мешать; 3) не диктовать и «не дирижировать вспышками детского озарения»; 4) не добиваться «готового результата»; 5) идти от материала, в каком «всё есть» (к примеру, слон посиживает в кусочке пластилина и нужно его оттуда вынуть); 6) заниматься с каждым ребенком раздельно, хотя и в группе, и 7) опираться на ритм и музыку.

Вот что она пишет в одной из собственных книжек: «Каждый из малышей — личность; одна выявленная, другая потаенная, «замороченная» взрослыми. Душа малыша, открытая нам — вот оно, поле деятельности. Выявляй, рассекречивай, помогай детям совладать с внутренними конфликтами. Мы воспитываем через искусство, а не учим малышей ремеслу лепки, живописи, пения. Этому они научатся в самом процессе занятий. Не считая того, воспитание через искусство — это и знакомство малышей с шедеврами мировой культуры, дело заветное и ответственное. Кто знает, что произойдет в детской душе при виде Венеры Боттичелли, спроецированной в мгле на белоснежный экран?»

Что принципиально для Елены Макаровой в творчестве? Импровизация, фантазия, воображение, сам процесс творчества. Все другое – картинки, статуи, стихи, сказки – это продукты творчества. Они необходимы и важны, но процесс увлекательнее. Процесс зания мира через набросок, через работу с глиной и пластилином. Творите сами и позволяйте ребенку творить в свое наслаждение: лепить, придумывать, конструировать, отрисовывать – к этому призывает искусствотерапевт, живописец и писатель, историк и преподаватель Елена Макарова.

Что почитать?

В издательстве «Самокат» совершенно не так давно вышла трилогия Лены Макаровой «Как вылепить отфыркивание». А в будущем году в издательстве «НЛО» отдельной книжкой выйдет документальный роман «Фридл» (ранее он публиковался в журнальчике «Дружба народов» в 2000 году). Об других работах создателя (в том числе и документальных фильмах) можно выяснить на веб-сайте Лены.

25-03-2016, 07:43
Автор: admin
Просмотров: 103
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.