» » Как сберегать на учителях: интервью с столичным учителем Всеволодом Луховицким

Как сберегать на учителях: интервью с столичным учителем Всеволодом Луховицким

Учитель Всеволод ЛуховицкийВсеволод Владимирович Луховицкий – учитель российского языка и литературы, фаворит Межрегионального профсоюза работников образования, создатель открытого письма об обсуждении проектов муниципальных образовательных эталонов. Мы поговорили о том, каковы могут быть результаты необмысленной реформы образования, о реальных дилеммах школ и детсадов и об участии людей в их решении.

Ваше воззвание по поводу образовательных эталонов пока подписали немногие

Да, на данный момент ведь ситуация другая. Многие люди задумываются, что мы приостановили 1-ый приступ внедрения этих эталонов, предложены для обсуждения какие-то эталоны, а далее всё пойдёт само и всё будет отлично. Но положение на данный момент колеблющееся. Другая неувязка – некорректные деяния с нашей стороны. Сергею Волкову подфартило, что его письмо было сходу подхвачено Ксюшей Лариной, оно появилось на нескольких фаворитных ресурсах. Мы такового не сделали.

А что за митинг прошёл 30 апреля на Пушкинской площади?

Цель митинга – воззвание к общественности и столичным властям по поводу санитарных норм, позволяющим детскому саду иметь 2,5 метра игровой комнаты на ребёнка, и против низкой заработной платы воспитателей. 2-ой пункт в особенности увлекателен: в первый раз предки выступают не только лишь за малышей, да и за воспитателей.

Пришло кое-где за 50 человек, были семьи с детками. Малыши приблизительно от полутора лет, с прекрасными шапочками «Я желаю в садик» и картонными рыбками с надписью «Мы не шпроты».

Намедни мы получили ответ из мэрии, где было сказано, что, напротив, игровая комната площадью 50 метров – это много, а сильно много. Тем паче что, хотя в группе положено иметь 20 человек, малыши всегда хворают, и в реальности их будет 17-18.

Эти новые санитарные нормы появились приблизительно 2 месяца вспять, подписаны Онищенко. Потому на митинге были лозунги «Онищенко – кабинет в 2,5 метра!» Логика властей понятна: они за счёт новых санитарных норм и уплотнений пробуют снять делему нехватки детских садов.

Какова заработная плата воспитателей на данный момент?

Из мэрии нам ответили, что средняя заработная плата воспитателей по Москве составляет 20 тыщ рублей. Но это средняя температура по поликлинике. Берётся вся заработная плата, начиная с нянечек и кончая директором, и делится на количество людей. Более того, я подозреваю, что сюда относится и заработная плата чиновников департамента, занимающихся дошкольным образованием. Так высчитывают школьную заработную плату, когда молвят, что средняя учительская заработная плата по стране составляет 13 тыщ. Сюда относятся и прибавки, и заработной платы работников управления образования. Позже всё делится на количество всех занятых в этой сфере и выходит 13 тыщ.

Я точно знаю, что многие воспитатели берут для себя дополнительную нагрузку: полставки нянечки либо уборщицы. Это само по себе ненормально.

Как формируется учительская заработная плата? Что такое «надбавки»? Что изменяется с внедрением новейшей системы оплаты труда?

Оклад учителя по тарифной сетке, которая пока ещё действует в большинстве регионов, состоит из неизменной суммы, которая определяется по его квалификации, уровню образования, стажу. Скажем, проработав 15 лет и пройдя аттестацию, учитель попадает в первую категорию и, означает, за 18 часов получает некоторую подобающую категории сумму. Плюс к этому учитель получает доплаты, которые, в главном, рассчитываются из базисной ставки. 100 рублей за месяц – за методическую литературу. Кое-где около 0,05% учительской ставки – прибавка за проверку тетрадей. Доплата за потрясающее управление составляет от 3% до – в «избранных» школах – 100%. Степень избранности определяет региональная власть, присуждая школам статус гимназии, лицея, школы для одарённых малышей и т.д.. Плюс доплата за оформление кабинета, до тыщи рублей. Приблизительно 15% доплаты за ведение экспериментальной работы.

Да, не считая того, классные руководители получают ещё дополнительную тыщу за потрясающее управление – это единственные средства, которые перечисляются впрямую из федерального бюджета. Неувязка в том, что Минфин не имеет отработанного механизма их перечисления в регионы, и, к примеру, в 2010 году учителя эти средства получили исключительно в июне месяце. Естественно, без компенсации за инфляцию. Мы тогда рекомендовали учителям обращаться с заявлением в прокуратуру, и когда они обращались – им эту компенсацию выплачивали.

Так складывается учительская заработная плата. Её относительное преимущество было в том, что она хотя бы была размеренна, и учитель мог примерно подсчитать, сколько у него будет средств в определенный месяц.

Что на данный момент поменялось?

В системе новейшей оплаты труда учителю гарантировано только 60% его заработной платы. За другие средства – стимулирующую часть – он должен делать всяческие дополнительные деяния. Он должен еще больше заниматься отчётом. Многие учителя на данный момент молвят: «Мы не будем ходить с детками в походы. Так как если мы пойдём с детками в поход, нам позже столько бумаг придётся заполнять про то, как мы прогуливались в поход, что нам наплевать на 100 рублей, которые мы за него получим». В особенности эта картонная волокита раздражает юных учителей. 2-ая неувязка – произвольность этих критериев. Никто не может разъяснить, почему один учитель неплохой, а другой – нехороший.

Как насчёт «популярен – непопулярен»?

Это отменная мысль. Но чтоб это было уместно, нужна серьёзная психическая работа. Я знаю школы, где два раза в год психологи проводят тестирование малышей. Но сейчас малыши не знают, что от того, что они произнесут, зависит заработная плата учителя. Как малыши либо предки об этом выяснят, появится возможность манипулирования.

В конце концов, неувязка в том, что стимулирующую часть распределяет школьная администрация. К этому очень изредка завлекают коллектив. Из закрытости и произвольности такового рассредотачивания появляются обиды: «Ага, мне дали на 20 рублей меньше. Это что, мне намекнули, что я плохо работаю?» А если учитывать дамский коллектив большинства школ – здесь же начинаются трения и конфликты.

Еще одна неувязка, связанная с оцениванием работы учителя, - учет только выдающихся достижений. Директоров, как и чиновников Управлений образования, заинтересовывают только фавориты региональных и всероссийских олимпиад, конкурсов. А ведь работать со «слабыми» детками сложнее, чем с «одаренными», тут требуется большее педагогическое мастерство. Но на «слабых» с переходом на новые эталоны оплаты труда вообщем уделять свое внимание закончат: с ними много баллов не наберешь.

Есть неувязка дамского коллектива в школе?

Непременно, такая неувязка есть. Это очень полезно, когда малыши лицезреют различных учителей, а не только лишь угнетённых и злосчастных тётенек. И если мы желаем, чтоб мужчины пришли в школу, нужно делать две вещи: уменьшать количество отчётов и платить средства, которые бы позволили мужчине содержать семью. В сельских школах, по последней мере, введена отсрочка от армии, пока человек работает в школе. В своё время предлагалось ввести такую льготу в городских школах, чтоб как-то привлечь туда юных людей. Но Министерство обороны произнесло, что нам не хватает военных, потому даже тех редчайших юных людей, кто захотит пойти работать в школу, поначалу нужно вынудить пройти армию.

Но неувязка не только лишь в этом. Сначала 90-х у страны не было средств на школу. Но тогда у учителей была некая свобода, им было любопытно работать. Потом, в двухтысячные, свободу отобрали, но дали средств. А на данный момент 3-я тенденция: и средства уменьшают, и свободы не дают.

В составленном вами письме всё объяснено, но не могли бы вы сконструировать, каковы главные достоинства эталонов РАО?

Дело в том, что в проекте РАО всё очень непосредственно, а не примерно. Ученик получает возможность безвозмездно обучаться 36 часов в неделю. Право на 10 часов бесплатного (другими словами, за муниципальный счёт) дополнительного образования. Перечислены реальные учебные предметы, которые старшеклассники должны учить. Убраны всякие сказочные предметы, типа «Россия в мире». Это ограниченный проект, который не принесёт вреда и зафиксирует обязанность страны платить средства. Это очень принципиально. Ведь всё, что не оплачивает правительство – оплачивают предки.

А почему правительство должно оплачивать дополнительное образование? Может, стоит его дать на откуп родителям?

Для этого было надо бы поначалу поменять всю нашу систему заработных плат и налогов. Так как в рамках имеющейся системы маленьких зарплат мы рассчитываем на другие компенсирующие преференции от страны. Это мелочный расчёт. А есть и другой: уровень сознательности наших людей не такой сейчас, чтоб предки платили, когда они имеют возможность не платить. Некие предки будут просто сберегать на дополнительном образовании. А правительство должно заниматься поиском талантов у малышей. Конкретно поэтому, что не все предки этим займутся.

С чем был связан ажиотаж при поступлении в 1-ый класс в сегодняшнем году?

Ажиотаж этот был искусственный. В течение всего Года Учителя нам повсевременно разъясняли – бюрократы, правительство, сериал «Школа», - что школы становятся всё ужаснее, что уровень образования падает. И вот предки научены, что многие школы нехорошие, что нехорошие школы, видимо, будут запираться. И всё-таки есть школы, которые отличные, и их не сократят. Соответственно, растет желание родителей дать туда собственного ребёнка. Не считая того, происходит концентрация не плохих учителей в не плохих школах, они просто туда удирают. Тут больше платят, тут меньше отчётность, тут солидный директор, солидные малыши. В русское время – я говорю, по последней мере, о столичных школах – в хоть какой школе было хотя бы несколько не плохих учителей. На данный момент они из слабеньких школ просто вымываются. Если б все школы имели такое финансирование и такую самостоятельность, как та, в какой я работаю, разве я бы стал сюда ездить, растрачивая по три часа в денек на дорогу туда и назад? Я нашёл бы работу рядом с домом.

Сериал ШколаВы упомянули сериал «Школа». Сможете сконструировать своё отношение к нему?

Этот сериал – публицистика, он построен по законам публицистики. У него есть цель, к которой клонит создатель. Создатель обнажает делему, зачем собирает много различных фактов из многих различных источников. Воплощение при всем этом частично умопомрачительное. Например, вылизанное безупречное здание школы. Реальные школы куда беднее и грязнее. Позже, когда мне демонстрируют, как все учителя на перемене собираются на педсовет, в то время как малыши носятся и разносят школу, - для меня это абсолютная фантастика. Педсовет положено проводить после уроков, а не на переменах. А так – да, бывают случаи взяток. Бывают случаи сексапильных домогательств. Бывает несправедливое отношение. Бывают в школах наркоманы. Весь вопрос: в какой концентрации. Этот сериал – сатира, только нет в нём художественности. Я не понимаю тех учителей, кто на него обиделся. Понятно же, что это определённый заказ, по другому его не проявили бы на Первом канале.

Чей заказ?

Ну, если школы так плохо работают, то не жаль их закрывать, не нужно платить средства нехорошим учителям. Лучше их изгнать, а здание дать избранной неплохой школе. Комфортная проработка намедни конечной реформы образования.

Но она ведь Москвы только на данный момент задела, а по стране уже издавна идёт?

Да, идёт по стране, как и протесты. Но для регионов очень принципиально ощущать поддержку центра. Если реформа провалится в Москве, эхо пойдёт в регионы. У нас ведь никто не задумывается, что можно что-то сделать. Каждый считает, что он один что-то осознает, а другие ничего не желают. Москва может дать общий пример, что что-то сделать можно. Хотя на данный момент, к стыду нашему, выходит пока напротив: какие-то отдельные заслуги есть конкретно в регионах. Будем возлагать, что и Москва своё слово произнесет.

Как так вышло, что в различных регионах Рф учителя получают очень различные заработной платы?

Это происходит поэтому, что выплату производит не федеральный бюджет, а региональные власти. Финансирование образования – ответственность региона, и региональная дума сама решает, что она выделит на школу. Существует общая базисная ставка, кое-где 8-9 тыщ рублей, но в богатых регионах на неё осуществляются различные доплаты, а в бедных регион даже и на эту ставку просит дотации. Вообщем, если у нас должно быть единое образовательное место – то и оплата труда учителей должна осуществляться из федерального бюджета. Ни в какой капиталистической стране нет такового, чтоб учителя в муниципальных школах получали различные средства зависимо от географии. Этого просто не позволит профсоюз.

22-09-2016, 13:01
Автор: admin
Просмотров: 443
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.