» » Пришел, увидел, поступил

Пришел, увидел, поступил

Помогаем выпускнику обусловиться с выбором университета

ИнститутБез помощи других принять решение о получении предстоящего образования — сложная задачка для старшеклассника. О том, как можно посодействовать выпускнику школы обусловиться с выбором университета, мы попросили поведать Алексея Сергеевича Обухова, кандидата психических наук, доктора, заведующего кафедрой психологии образования, заместителя декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ.

Принципиально, чтоб выбор был «свой»! 

Рассматривая вопрос выбора университета, в каком пойдет предстоящее обучение нынешнего выпускника школы, мы касаемся в целом смыслового выбора на будущее, который принципно обусловит последующую его жизнь.

К большому огорчению, на данный момент везде наблюдается — и у нас в стране, и в Европе, неспособность юных старых людей окончания школы сделать самостоятельный актуальный выбор. И нужно сказать, в этом часто и в главном повинны не сами малыши, а их предки: неувязка родительской гиперопеки — лишней заботы и рвения родителей окружать малыша завышенным вниманием, защищать его даже при отсутствии реальной угрозы и обязывать поступать определенным, более неопасным для родителей методом, из года в год обостряется. 

Что здесь можно сказать? Если ребенок с юношества избавлен от необходимости самому разрешать свои трудности, повзрослев, он лишается способности не только лишь без помощи других преодолевать трудности, но даже их трезво оценивать. Он теряет способность к мобилизации собственной энергии в тяжелых ситуациях, он ожидает помощи от других и при всем этом не может оказать помощи ни для себя, ни тому, кто в ней вправду нуждается. Родителям принципиально понять, что если ранее, в ситуации социальной стабильности и традиционности общества, решать за малыша было относительной нормой (все будто бы бы шло в пользу малыша), то в случае с современным старшеклассником это будет работать против него. Современный взрослый сам с трудом успевает адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, а правильно принять решение за собственного малыша на его уже взрослую жизнь — нереально и безответственно. 

Если уж мы говорим о выборе нашего малыша, принципиально осознавать, что является отправной точкой в его решении: наружные либо внутренние мотивы. К моему большенному огорчению, большая часть студентов на первом курсе гласит о наружной мотивации, которая почаще привязана к наружной ситуации, а не глубоко осмыслена: предки произнесли, друг пошел, университет рядом с домом, показалось, что это престижно... Тогда как ребята сами не понимают, что такое престижная профессия — на данный момент ситуация одна, через 5 лет совершенно другое дело... И ошибочно ориентироваться на сиюминутную популярность. 

Чем больше выбор юного человека зависел от ситуации, тем наименее он осознанный, тем наименее обмысленный, наименее основательный и наименее «свой». Принципно, чтоб выбор был конкретно «свой». Сделать выбор — это принять на себя ответственность, предугадать последствия, понять ценность и корректность собственного решения. 

Мне приходится часто сталкиваться с полностью нереалистическим представлением ребят о своей образовательной линии движения. К примеру, приходилось слышать: «Я желаю идти в военный университет, так как мать ездила, узнала...» — понятно, что мать за него решает все его вопросы, юноша не включен в реальную ситуацию, он не очень задумывается о будущем. Либо: «Я желаю быть художником, хотя отрисовывать не умею». Другими словами желания не совпадают с способностями. Естественно, можно попытаться развить свои возможности, но можно и поразмыслить — как реалистичны желания. Другой пример: «Я поеду обучаться за границу». Но при уточнении: «А какими языками владеешь?» — оказывается, что толком никакими. Но тогда логичен вопрос: «А как ты планируешь обучаться за границей, если не знаешь зарубежный язык?»

Также нередко можно следить призрачные порывы, базирующиеся на фрагментарном прочтении СМИ, на соц стереотипах, которые подталкивают к непродуманным решениям. 

Иногда просто некоторому задать старшекласснику такие уточняющие вопросы, посодействовать ему задуматься на тем, что необходимо делать свой выбор и как его делать — на что ориентироваться, какими аспектами воспользоваться. И нет неотклонимой надобности вербования каких-либо специалистов-психологов по этим вопросам. Важнее, чтоб весомый взрослый их задал ребенку. И важнее всего, чтоб этим взрослым был родитель. 

При выборе университета юноша стоит на распутье, и нам принципиально не вынудить его действовать по нашему выбору, не сказать: «Пойди туда либо сюда...» Предки и учителя должны побудить ребенка задуматься над значимостью выбора профессии, дать ориентиры, посодействовать отыскать характеристики для самостоятельного выбора. Но выбор старшеклассник должен сделать сам. 

На что опираться в выборе специальности

Если ребенок с юношества грезил стать доктором либо учителем, либо он с радостью посещает кружок «Юный физик» либо еще какой другой, он отлично представляет, что будет делать по окончании школы.

Но, обычно, нынешние малыши не знают, что делают в собственной профессии их предки либо кто таковой биолог, географ — они вообщем не достаточно ориентируются в мире профессий. Это затрудняет ситуацию самостоятельного выбора будущей специальности. Ребята часто не представляют для себя, «кем быть» и куда поступать, и поступать ли вообщем, когда наступит время проститься со школой.

Трудности проф самоопределения появляются обычно у 2-ух категорий ребят. 1-ые пока не отыскали в этой жизни ничего увлекательного. Может быть, что учителя не смогли воспитать у их любовь к любым предметам, а таланты еще пока не раскрылись. Такие школьники могут отлично обучаться, но они ничем не увлекаются, потому им тяжело обусловиться, чем хотелось бы заниматься в дальнейшем. 

2-ая категория подростков очень активна в учебе, им любопытно все, они посещают сразу три-четыре кружка, несколько факультативов и спортивных секций. К тому же у их все выходит. Как молвят, если человек одарен — он одарен во всем: за что ни возьмется, все выходит. Но… он тоже не может найти, что нравится ему больше, с чем он желал бы связать свою жизнь.

Как разобраться внутри себя? Тут масса составляющих: мировоззрение родителей, воздействие окружающих, учителей, различной инфы.

Вот что принципиально: профессия должна быть увлекательна и посильна, созвучна своим способностям. Если ребенку нравятся животные, растения, то, наверняка, ему будет любопытно в собственной будущей проф деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику — энтузиазм к ней проявится в профессии инженера-конструктора либо физика. Неважно какая профессия просит, чтоб у человека присутствовали так именуемые «профессионально принципиальные качества»: у музыканта — слух, у художника — образное мышление, и т.д. Потому, выбирая определенную профессию, принципиально понять, есть ли у тебя возможности, надлежащие мастерски принципиальным качествам. Наверняка, в ситуации сомнения следует взять аспектом для выбора профессии свои возможности — в какой профессии они будут очень реализованы.

Способы диагностирования, дозволяющие найти склонности человека и сопоставить их с определенным типом профессии, естественно, есть, ими можно пользоваться. Евгений Александрович Климов, узнаваемый русский психолог, очень издавна, еще в 1960-е годы, разработал психическую типологизацию профессий: «человек — человек», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ», «человек — техника» и «человек —  природа». На базе этой типологии есть диагностические способы. Есть и другие, более современные подходы для выявления и содействия проф ориентации. 

Правда, может показаться необычной попытка диагностировать себя самого на предмет собственных интересов, склонностей и возможностей. Но когда у человека не развита личностная рефлексия и он без помощи других затрудняется разобраться в собственных внутренних предпочтениях и способностях — тогда есть необходимость пользоваться такими наружными «костылями», как испытания. Но продуктивнее будет, если интерпретацию результатов теста и беседу по дилемме проф возможностей и склонностей, проф ориентации с юным человеком будет проводить квалифицированный психолог. 

Склонность — еще не выбор

Но на одних возможностях далековато не уедешь — принципиальна привычка работать, трудиться. С другой стороны, энтузиазм — явление не всегда устойчивое. Многие ребята задумываются, что обожают некий учебный предмет, а по сути им просто нравится учитель либо они не знают о существовании сферы деятельности вне школьных предметов. Тяжело осознать, понравится ли ребенку психология либо судостроение — ведь он в школе не изучал ничего подобного

 

Для того чтоб не ошибиться, нужно расширять собственный кругозор по отношению к миру профессий. Пусть взрослеющий ребенок побольше выяснит избранную профессию либо специальность со всех боков: и с положительной, и с негативной. Он должен осознать, что когда мы делаем выбор, всегда ограничиваем себя, и что пока не сделали его, пред нами целое поле способностей и предложений. Не считая того, выбирая профессию, мы нередко думаем о том, что получим от нее, но не думаем, от чего мы откажемся ради нее, и о том, чего эта профессия от нас востребует в соц плане. Как мы готовы быть в профессии коммуникабельными, как мы готовы даровать собственный талант и развивать его, как это востребует, я бы произнес, даже духовных подвигов. Ведь есть такие профессии, которые требуют большой ответственности, в особенности в профессиях области «человек — человек». 

Более принципиально ориентировать сознание ребят на то, что профессия — это не только лишь определенный вид деятельности, это к тому же соц среда, здесь можно заблаговременно поглядеть, как люди в той либо другой сфере разговаривают, какая у их соц иерархия, какие ценности, — и сопоставить их со своими, осознать, готов ли ты принять их либо они противоречат твоим своим ценностям и убеждениям. Если противоречат — то для чего выбирать эту профессию? А если совпадают — то, может, это твое? 

Это принципиальные вещи, и юные люди должны думать над ними.

Специальность — профессия — университет

Нужно признать, что в огромных городках старшеклассники быстрее выбирают не профессию, а университет. В конечном счете — это определенная антропологическая трагедия, потому что выбор профессии с выбором университета смыкается сейчас только на 10–15%.

И только когда выбор университета идет не на первом месте, как образовательное место для получения избранной профессии — мы можем гласить о последовательности и осознанности построения собственного актуального пути в сфере проф деятельности. 

Ситуация выбора университета лежит на 3-х китах: «хочу», «могу», «надо». «Хочу» связано с выбором профессии — что я думаю о том, к какой профессии у меня есть склонности. «Могу» связано с соответствием собственной своей подготовки уровню требований к поступлению в избранный университет. 

«Надо» определяется реальным соц запросом к профессии, ее востребованностью и значимостью в обществе. Но не следует «надо» рассматривать как — «кто-то от меня востребовал, вот я и делаю». «Надо» — это понимание значимости себя для других, реализация собственных талантов. Кстати, само слово «профессия» с латинского (professio) — «официально обозначенное занятие». Это слово вышло от profiteer — «объявляю своим делом». 

При выборе университета аспекты другие, чем при выборе профессии либо специальности. Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психического нрава: репутация университета, конкурс на специальность, уровень профессорско-преподавательского состава, техно оснащенность и т.д. Здесь нужно совместно с родителями и учителями проанализировать все имеющиеся данные. Могут быть применены рейтинги вузов, их много, и к ним необходимо относиться с достаточной осторожностью. Пока у нас в стране адекватного рейтинга нет, все же ясно, что неплохой рейтинг всегда публикует характеристики, по которым он изготовлен, и можно поразмыслить, совпадают ли они с тем, что значимо вам. Полезно сходить на денек открытых дверей (фактически во всех университетах такие проводятся), где вы не только лишь побываете в помещении университета, да и увидите студентов, педагогов, почувствуете атмосферу, также узнаете нужную информацию для вероятного поступления. 

При всем этом, пожалуй, не нужно уж очень страшиться ошибиться с выбором: хоть какой опыт по-своему полезен, в чем либо он все равно позже понадобится. Целый ряд вузов и специальностей в любом случае организует миропонимание и сознание юного человека, дает возможность воплотить себя в совсем различных сферах деятельности. У меня есть много примеров, когда выпускники института работают в профессии, не связанной с той специальностью, которую изучали в вузе, но они понимают, что только их институтское образование отдало им изумительную возможность реализоваться в совсем другой профессии. 

Советы родителям

Я бы выделил три более всераспространенные позиции родителей по отношению к выбору ребенком профессии и университета.

Почаще наблюдается ситуация выбора за малыша — и это действие против малыша. Тут родителям можно порекомендовать ориентироваться на малыша и ожидать от него, что он отыщет внутри себя силы к некой внутренней эмансипации, при всем этом не разрушив не плохих отношений с родителями. Нам следует держать в голове: чем выше гиперопека — тем выше возможность разрыва отношений. И ответственность тут в большей мере лежит на родителях. Если они не лицезреют способности самостоятельного выбора специальности своим ребенком — это большая неувязка для малыша, а в конечном счете, и для самих родителей.

Другая крайность в поведении родителей — неучастие в выборе малыша. «Он взрослый, пусть сам все решает...» Такая установка годится только по отношению к ребенку, у которого к возрасту выпускника школы сформировалась устойчивая внутренняя позиция, исходя из чего он может осознанно сделать собственный выбор, который будет адекватным. Повторюсь, на данный момент не достаточно кто из подростков реально готов к такому выбору.

И в конце концов, более продуктивной видится позиция соучастия родителей в деле выбора специальности и университета. Предки должны вдохновлять малыша задуматься, кем хочешь быть, какие возможности для тебя даны, что можешь и чего хочешь — сопоставить то самое «хочу» с «могу», сопоставить это с плюсами и минусами, с соц запросом («надо»), решить, какую планку для себя можешь поставить и как готовиться к ее «взятию». Эти вопросы ребенок сам для себя может и не задать, он очень занят другими неуввязками, к примеру, межличностными отношениями со сверстниками и т.п. И помощь взрослого состоит в том, чтоб направить внимание собственного малыша на значимость поиска собственных ответов на их.

Савельева Ф. Н.

Статья размещена в православном журнальчике для родителей «виноград» (№3(41) май-июнь 2011).

4-12-2016, 05:53
Автор: admin
Просмотров: 1365
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.