» » article 440

article 440

Воспитание самостоятельности: советы родителям Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают предки и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно предки начинают думать о самостоятельности собственного малыша, когда тот начинает ходить в школу. Но начинать воспитывать это качество необходимо еще ранее — и чем ранее, тем огромных фурроров можно достигнуть.

До того как гласить о том, как воспитывать в детях самостоятельность и когда нужно это делать, необходимо обусловиться с тем, что же все-таки это такое. Ответ на вопрос, что все-таки такое самостоятельность, будет различным, зависимо от возраста малыша.

Обычно самостоятельность понимают приблизительно так: «это умение человека лично, без сторонней помощи управлять и распоряжаться собственной жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому схожее. Но все эти определения фактически не применимы к небольшим детям — 2-3-х лет либо дошкольникам, хотя и у их мы можем следить некие способности самостоятельности. Если гласить о малеханьких детях, то к ним более приемлемо использовать последующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность кое-чем заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Спецы определяют самостоятельность таким макаром:

умение действовать по своей инициативе, замечать необходимость собственного роли в тех либо других обстоятельствах;

умение делать обычные дела без воззвания за помощью и контроля взрослого;

умение осознанно действовать в ситуации данных требований и критерий деятельности;

умение осознанно действовать в новых критериях (поставить цель, учитывать условия, производить простое планирование, получить итог);

умение производить простый самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

умение переносить известные методы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается равномерно, и начинается этот процесс довольно рано. Давайте отметим более принципиальные этапы и возрастные периоды для становления этого важного людского свойства.

Этапы становления

Сначала, это ранешний возраст. Уже в 1—2 года у малыша начинают появляться 1-ые признаки самостоятельных действий. В особенности ярко рвение к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все желает делать сам, без помощи взрослого. Но на этом шаге самостоятельность является только эпизодической чертой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности малыша.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтоб взрослые не лезли в его жизнь».

Как лицезреем, предпосылки развития самостоятельности складываются в ранешном возрасте, но только начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особенное личностное качество, а не просто как эпизодическая черта детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется совсем: ребенок не просто умеет что-то делать без сторонней помощи, да и брать ответственность за свои поступки, планировать свои деяния, также себя держать под контролем и давать оценку результатам собственных действий. Ребенок начинает обдумывать, что самостоятельность не значит полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не хоть какое действие без сторонней помощи, но действие осмысленное и социально применимое.

Наши советы

Если гласить о воспитании самостоятельности, то, исходя из различных возрастных шагов, можно дать последующие советы родителям.

Ранешний возраст

1. Нужно держать в голове, что не надо делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам. Если ребенок уже научился, к примеру, есть либо одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это без помощи других! Естественно, Вы сможете одеть малыша резвее, чем он сделает это сам, либо накормить его, не испачкав одежку и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности малыша.

2. Следует помогать ребенку исключительно в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не надо вмешиваться в деятельность малыша тогда, когда он кое-чем занят, если он не просит Вас об этом. Естественно, взрослые часто лучше понимают, как выполнить то либо другое действие, но принципиально дать возможность ребенку отыскать решение без помощи других! Пусть он обучается постигать какие-то вещи сам и делать мелкие открытия. Но родителям при всем этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Необходимо всячески поощрять рвение к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень нередко повторяет: «Я сам!». Принципиально не препятствовать ему в этом стремлении (естественно, в рамках разумного), всячески провоцировать его пробы самостоятельных действий. Очень нередко предки на неискусные пробы собственного чада что-то сделать без помощи других реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще небольшой, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Пытайтесь давать ребенку возможность испытать свои силы. Желает он промыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам будет нужно позже всего пару минут, чтоб неприметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в итоге его труда, но зато у малыша будут формироваться способности не только лишь самостоятельности, да и трудолюбия. Желает он постирать собственный носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего ужасного, если позже Вам придется перестирать его, ведь на этот момент не настолько важен конечный итог. Поддерживайте малыша и одобряйте его деяния — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неискусные пробы. Ведь от малыша иногда требуется сильно много усилий для того, чтоб сделать то, что взрослому кажется обычным и легким. Если у малыша что-то не выходит, можно деликатно разъяснить ему ошибку и непременно подбодрить, посодействовать ему поверить в то, что у него непременно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте хорошо давать ребенку возможность без помощи других выбирать то, что он сейчас наденет. Но при всем этом следует не забывать, что ребенку необходимо посодействовать с выбором. Ему необходимо разъяснить, к примеру, что на данный момент осень, дождики, прохладно на улице, потому летнюю одежку нужно отложить до весны, а вот из осенних вещей он может избрать, что ему больше по нраву. Можно также начинать совместно с ребенком совершать покупки в магазине и учесть его выбор.

2. Но, пожалуй, основная задачка взрослого — приучить малыша к мысли, что для него, как и для всех в семье, есть определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого принципиально закрепить за ребенком неизменное поручение, соответственное его возрасту. Естественно, способности малыша в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-же они есть. Даже самый небольшой ребенок 2-3-х лет, а тем паче дошкольник, в состоянии убрать, к примеру, собственный уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать малыша от заморочек: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями собственных действий (либо собственного бездействия).

4. Воспитание самостоятельности подразумевает также формирование у малыша умения отыскать себе занятие и какое-то время заниматься кое-чем, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, в большинстве случаев, гиперопека малыша и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится обучаться «отпускать» собственных малышей, избавляться от привычки управлять их жизнью. Известные забугорные спецы по работе с родителями подростков, супруги Байярд советуют использовать программку из 3-х шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

1. 1-ый шаг: нужно составить полный перечень того, что задевает, волнует Вас в поведении Вашего малыша. Необходимо написать то, что волнует и задевает конкретно вас, а не семью в целом либо других людей.

2. 2-ой шаг: когда перечень будет готов, нужно выделить то, что имеет определенные последствия для малыша, но никак не оказывает влияние на Вас. Допустим, Вас волнует то, что ребенок не желает обучаться далее в школе, а после 9-го класса планирует уйти в институт, а Вам очень охото, чтоб он стал дипломированным спецом и имел высшее образование. Но это оказывает влияние, сначала, на жизнь Вашего малыша. Исключайте эти пункты из собственного перечня и включайте их в список того, что должно заботить сейчас вашего малыша. Но вы сможете бросить в перечне те пункты, которые имеют отношение конкретно к Вам. К примеру, Ваш ребенок стал ужаснее обучаться, скатился на тройки, хотя ранее был хорошистом. Это, сначала, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится слушать различные противные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

3. 3-ий шаг. Сейчас у вас есть список тех поступков малыша, которые оказывают влияние на Вашу жизнь. Вот с ними и необходимо работать. Для этого, во-1-х, откажитесь от своей ответственности за эти пункты. Во-2-х, выработайте внутри себя доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку осознать и ощутить это ваше доверие.

18-10-2016, 19:04
Автор: admin
Просмотров: 184
Рейтинг:
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.